"Металлургический комбинат"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Переломный год

E-mail Печать PDF

Последние переговоры по определению базовых цен на железную руду показали, что традиционная система их формирования уходит в прошлое и рынку необходим новый механизм ценообразования. Поэтому мировые товарные биржи призадумались о перспективах торговли железорудными фьючерсами, а банки уже создали внебиржевой спотовый рынок железной руды.

Хотя рынок железорудного сырья (ЖРС) — один из крупнейших в мире товарных рынков, фьючерсами на руду пока не торгуют ни на одной из товарных бирж. Исторически сложилось, что крупнейший производитель этого сырья — бразильская Vale do Rio Doce (Vale) — проводит переговоры с крупнейшими мировыми сталелитейными компаниями, в результате которых определяется базовый размер изменения цен на следующий год. Первый контракт создает прецедент, и остальные покупатели и продавцы договариваются о поставках по той же цене. Однако в текущем году традиция была нарушена. Два других члена "большой тройки" — австралийские группы BHP Billiton и Rio Tinto, каждая из которых поддерживает идею индексных цен, добились от азиатских производителей стали большего, чем Vale, поскольку в июне фрахтовые ставки были особенно высокими, и разница в затратах на транспортировку из Бразилии и Австралии оказалась весьма ощутимой. Со своей стороны, Vale попыталась повторно повысить цены в контрактах с азиатскими покупателями. Правда, эта попытка оказалась безуспешной, и группа отозвала свое новое предложение, поскольку мировой финансовый кризис обвалил спрос на сталь.

В настоящее время спотовые цены на руду значительно ниже, чем в годовых контрактах, и они будут продолжать падать, если в ближайшее время спрос на сталь не восстановится. А шансов на реализацию такого сценария практически нет. По мнению Раймонда Ки, директора департамента по торговле металлами в Deutsche Bank, через пять-шесть лет традиционная система формирования базовых цен прекратит свое существование. Эксперт считает, что одним из основных факторов, стимулирующих к изменению системы ценообразования, будет сохранение спотовых цен на более низком уровне, чем в контрактах, и в 2009 году. В этом случае многие сталелитейные компании, особенно китайские, у которых затраты выше, чем у более эффективных конкурентов, будут остро заинтересованы в привязке контрактов к индексной цене на руду.

Многолетний подъем и последовавший за ним обвал цен на железную руду ярко продемонстрировали, что покупателям и продавцам на этом рынке оказался бы весьма полезен инструмент хеджирования рисков. Из этих соображений в мае текущего года Deutsche Bank и Credit Suisse создали внебиржевой спотовый рынок железной руды — фактически, это был виртуальный рынок, на котором торговали спекулянты. К настоящему времени на нем продано 5,5 млн. тонн этого сырья — из 2 млрд. тонн, ежегодно добываемых в мире. Банковские сделки по ЖРС на различные сроки заключаются только за наличные и не предусматривают физической поставки. Но Ки полагает, что скоро появится и агент по клирингу (банк или клиринговая палата, осуществляющая расчеты между участниками сделки), после чего начнется торговля рудой на фьючерсной бирже. По его мнению, лучше всего для такой торговли подходят азиатские биржи, поскольку масштабы китайского спроса на ЖРС делают оптимальными контракты, предусматривающие физическую доставку в регион.

На днях агентство Bloomberg сообщило, что товарные биржи могут внедрить фьючерсные контракты на железную руду уже к апрелю, поскольку покупатели и продавцы нуждаются в публично торгуемых ценных бумагах, которые дают возможность управлять ценовыми рисками. По словам Стивена Рэндалла, управляющего директора Steel Index — лондонского сервера, публикующего данные по отрасли (основной акционер — Steel Business Briefing), сейчас пять бирж в Азии, Европе и Северной Америке — SGX Exchange, Chicago Mercantile Exchange, London Metal Exchange (LME), Hong Kong Mercantile Exchange и Intercontinental Exchange — готовятся к внедрению таких контрактов. Фьючерсы будут использоваться в комбинации с независимым ценовым индексом, и ожидается, что они заменят нынешнюю систему ценообразования в ежегодных переговорах. Рэндалл отмечает, что производители стали и железной руды, за исключением Vale, хотят иметь альтернативу традиционной системе, эта альтернатива потребовалась им из-за волатильности цен на сталь и сталелитейное сырье.

Фактически Vale единственная из "большой тройки" возражает против индекса и фьючерсов. Ей это было бы нежелательно из соображений стоимости фрахта на поставки в Китай. Однако BHP Billiton и Rio Tinto хотят уйти от традиционной системы — к этому их стимулирует волатильность цен, которая обусловлена китайским спросом и которая проявилась еще в 2004 году. Теперь же она резко увеличилась. Так, из-за скачка китайского спроса в начале текущего года цены в контрактах выросли на 65-99%, а когда спрос в Китае упал, спотовые цены обвалились на 64% — от 197,5 долларов за тонну индийского концентрата (63,5% железа) CIF Китай в июне до 70,5 долларов в конце ноября (источник: Metal Bulletin).

Из названных пяти бирж, которые планируют начать торговлю фьючерсами, только LME собирается торговать контрактами, которые предусматривают физическую поставку на склад. Интерес этих организаций к руде обусловлен нарастанием оборотов спотового рынка, которые, по оценкам Credit Suisse Group, составляют около 20% всей торговли железной рудой (около 900 млн. тонн в текущем финансовом году). Однако биржи не могут предлагать фьючерсы без базовой цены. В связи с этим Steel Index в декабре начнет публиковать индекс цен спотового рынка, что даст возможность определять базовую цену на железную руду, основываясь на информации, предоставленной производителями, трейдерами и потребителями. По словам Рэндалла, аналогичный индекс сейчас разрабатывает Platts, подразделение нью-йоркской компании McGraw — Hill Cos. По его мнению, индексная система сделает ценообразование на железную руду более прозрачным.

Правда, Vale и крупные производители стали пока не склонны отказываться от ежегодных переговоров и переходить к индексной системе ценообразования, поскольку индексному рынку недостает ликвидности, и цены на нем будут зависеть от прихотей спекулянтов. Однако отсутствие рынка фьючерсов ограничивает горнорудным и сталелитейным компаниям доступ к современным инструментам хеджирования, на которые полагаются крупные компании, имеющие дело с товарами, торгуемыми на фьючерсных биржах. По мнению Ки, отсутствие механизма хеджирования может усложнить финансирование проектов, особенно в условиях кредитного сжатия, которое неизбежно сохранится и в 2009 году. Эксперт полагает, что следующий год будет переломным: "Все сразу к этому не перейдут, но можно ожидать, что цены в 10-30% контрактов будут привязаны к индексам, а даже 10% — это весьма серьезный показатель".

Галина РЕЗНИК


 


Главное меню