Нью-йоркская биржа NYMEX в начале октября 2008 г. хочет начать торговлю фьючерсными контрактами на сталь. За основу планируется взять торговлю горячекатаной рулонной сталью, используемой в автомобильной промышленности и производстве бытовой техники. Главная цель — управление рисками в этой отрасли, сказал "Ведомостям" аналитик NYMEX Пол Шеллман: "В последнее время цены на сталь подскочили, торговля на бирже поможет потребителям избежать ценовых рисков, заключая фьючерсные контракты".
NYMEX ожидает, что биржевой торговлей стальными контрактами заинтересуется и российская "Северсталь", входящая в пятерку крупнейших производителей стали в США, объяснил Шеллман. Правда источник, близкий к самой "Северстали" говорит, что пока компании это не интересно. "Сталь — не биржевой продукт", — отмечает он.
NYMEX — не первая биржа, пытающаяся организовать торги сталью. В октябре 2007 г. торговлю стальными контрактами начала Дубайская золото-товарная биржа (DGCE), а в начале этого года Лондонская биржа металлов (LME). Первая торгует арматурной сталью, через вторую пытаются наладить торги стальной заготовкой. Дубаи работают на свой регион, Лондон — в двух основных направлениях — Средиземноморье и Азиатско-Тихоокеанский регион. "Средиземноморье также включает Северную Африку, Ближний Восток, Россию и другие страны СНГ", — отмечает пресс-секретарь LME Том Лэнт. Выбор именно этих регионов объясняется тем, что здесь больше всего производится и потребляется стали, отмечает он.
Лэнт рассказал, что уже сейчас на LME официально зарегистрированы 25 производителей стали. Среди них — пять российских. Самым крупным из них является Челябинский металлургический комбинат (группа Мечел, годовое производство — 5 млн. т стали в год). Остальные — более мелкие производители: "Амурметалл" (производит 850 000 т стали в год), "Новоросметалл" (150 000 т в год), ЗАО "Волга-ФЭСТ" (150 000 т в год), "Златоустовский металлургический завод" (563 000 т в год). В большинстве этих компаний от комментариев отказались. Источник, близкий к ЧМК, рассказал, что с момента регистрации на LME компания не продала не одного контракта на бирже. "Это мертворожденное дитя. Мы зарегистрировались, чтобы понять, как это будет работать и убедились, что не работает", — отмечает он. LME не торгует тем видом заготовки, что выпускает ЧМК.
"Крупнейшие сталелитейные компании также не приветствуют идею торгов, они предпочитают вести переговоры непосредственно с покупателями", — заявил на днях WSJ Джон Энтон из консалтинговой Global Insight. Однако фьючерсные контракты на бирже получили поддержку со стороны физических трейдеров, производителей средних масштабов и банков Wall Street, которые жаждут получить свой кусок в секторе, переживающем бум.
Пока торговля сталью и на LME идет не бойко. 30 июля биржа продала рекордное количество лотов в день — 379, что, конечно, несравнимо с регулярными продажами меди — примерно 6000 лотов каждый день. По Среднеземноморскому региону сделок заключается больше, чем в Азию: с момента открытия биржи 25 февраля 2008 по 1 августа 2008 продано 1745 лотов на сумму $119,724 млн., а в Азиатско-Тихоокеанском регионе только 687 на сумму $44,429 млн. Каждый лот — это 365 т стали. Всего на 1 августа 2008 года на Лондонской бирже металлов было продано 2432 лота на сумму $164, 154 млн.