"Металлургический комбинат"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Новые лица

E-mail Печать PDF

В китайской металлургии, во главе которой на протяжении многих стоит Baosteel, грядет смена лидера. Главы двух крупнейших государственных меткомпаний провинции Хэбэй — Tangshan Iron and Steel и Handan Iron and Steel — начали переговоры о слиянии.

Итогом переговоров может стать появление нового отраслевого лидера. Мощности Tangshan составляют 22,75 млн. тонн в год, а Handan — около 9 млн. тонн, так что объединенная компания будет обладать возможностями для производства 31,75 млн. тонн стали в год. У Baosteel этот показатель даже с учетом прошлогодних поглощений составляет около 30 млн. тонн в год.

Правда, новая компания Hebei Iron and Steel, даже заняв первое место по объемам выпуска продукции в отрасли, вряд ли будет пользоваться таким влиянием и уважением, как Baosteel. Для начала, сам процесс интеграции вряд ли будет простым. Предприятия двух сливающихся компаний находятся на значительном удалении друг от друга, особой синергии от их объединения не просматривается. Правда, Handan имеет в настоящее время избыточные мощности по коксу и агломерату и, таким образом, может поделиться ресурсами с новым партнером. Вполне возможно, что на первых порах, как это типично для Китая, интеграция будет иметь формальный характер.

В долгосрочном плане Hebei Iron and Steel рассчитывает довести производственную мощность до около 50 млн. тонн. Однако точно такие же планы имеет и Baosteel. Очевидно, нынешний лидер, уже продемонстрировавший свою способность успешно осуществлять поглощения металлургических компаний из других провинций, постарается возвратить себе утерянное первенство как можно быстрее. Судя по всему, в китайской сталелитейной отрасли следует ждать новых слияний.

Бразильская горно-металлургическая компания Vale между тем планирует дальнейшее усиление своих позиций в Азии. Руководство компании анонсировало проект строительства завода окатышей мощностью 7 млн. тонн в год, который будет размещен в Малайзии, Вьетнаме или Таиланде и будет обслуживать рынки Индии, Японии, Тайваня, Кореи и Южного Китая. В начале этого года Vale с местными партнерами уже начала строительство окатышевой фабрики на 1,2 млн. тонн в Китае, а в перспективе собирается построить в этой стране еще четыре завода совокупной производительностью 10 млн. тонн в год.

Крупнейшая металлургическая корпорация мира Arcelor Mittal между тем еще сильнее упрочила свое лидерство, за 475 млн. долларов приобретя американскую компанию Bayou Steel из штата Луизиана, специализирующуюся на производстве сортового и фасонного проката. Кроме того, Arcelor Mittal анонсировала проект расширения мощностей своего казахстанского предприятия "Arcelor Mittal Темиртау". Проект, рассчитанный на срок в 5-9 лет, предусматривает увеличение плавильных мощностей предприятия более чем на 4 млн. тонн в год и доведение этого показателя до около 10 млн. тонн в год. Кроме того, с целью расширения ресурсной базы завода, добычу железной руды на предприятиях Arcelor Mittal в Казахстане предполагается довести до 16 млн. тонн в год, а угля — до 18 млн. тонн в год.

Наконец, на лидерство в быстро развивающейся вьетнамской металлургии претендует тайванская компания Formosa Plastics, получившая разрешение правительства страны на строительство интегрированного металлургического комбината мощностью 7,5 млн. тонн в год и стоимостью около 7,8 млрд. долларов. На втором этапе тайванский инвестор обещает удвоить производительность предприятия. Новый завод планируется разместить в 30 км от крупнейшего железорудного месторождения Вьетнама Thach Khe, так что сырьем он будет обеспечен. Formosa Plastics собирается завершить первую стадию проекта в 2011 году, правда, для нее это первая крупная инвестиция в металлургическую промышленность. Ранее интересы компании лежали в области химии, нефтехимии, полупроводниковой и биохимической отраслей.

Следите за Китаем

Цены на мировом рынке стали продолжают подниматься, несмотря на попытки властей ряда стран затормозить их рост и, невзирая на снижение спроса в США и, отчасти, Европе. Правда, более серьезным фактором, способным таки положить конец многомесячному подъему, может стать расширение поставок относительно недорогой продукции на крупнейшие рынки. Несмотря на беспрецедентно высокие затраты на доставку, разница в ценах, скажем, между Восточной Азией и Европой уже открывает такие возможности.

Речь прежде всего идет о Китае, который в мае экспортировал 5,57 млн. тонн стали. Это максимальный результат с июня 2007 года, причем достигнут он в условиях действующих экспортных пошлин. Недавно китайские власти сообщили, что пока не собираются увеличивать тарифы, что открывает для китайских металлургов широкие возможности для поставок стальной продукции в страны ЕС и Ближнего Востока.

Китайские производители горячекатаных рулонов в начале июня повысили цены до 1030-1070 долларов за тонну FOB, а холоднокатаные рулоны, оцинковка и коммерческая толстолистовая сталь котируются по 1120-1160 долларов, 1130-1220 долларов и 1170-1250 долларов за тонну FOB соответственно. В Дубаи китайский горячий прокат предлагается по 1100-1140 долларов за тонну C&F, тогда как продукция из СНГ и Ирана поступает туда по 1200-1250 долларов за тонну C&F. В Евросоюзе местные компании продают горячекатаные рулоны дороже 1150 долларов за тонну ex-works, а холоднокатаные — по 1240 долларов за тонну и более, а в июле собираются прибавить еще порядка 40-70 долларов за тонну. Китайские экспортеры готовы продавать горячий прокат в Европу по ценам, начиная от 1180 долларов за тонну CIF с поставкой в июле-августе. Еще одним важным рынком сбыта плоского проката для китайцев вновь становится Латинская Америка.

При поставках длинномерного проката китайские компании ориентируются прежде всего на Восточную Азию и зону Персидского залива. Китайская арматура в июне уже перевалила через рубеж 1000 долларов за тонну FOB и поставляется по 1020-1030 долларов за тонну C&F в Корею и по цене до 1150 долларов за тонну C&F в страны Ближнего Востока. Между тем в Персидском заливе даже местные компании просят за арматуру не менее 1150 долларов за тонну ex-works по июньским контрактам, а продукция турецкого происхождения может превышать 1350 долларов за тонну C&F.

На рынке заготовок место Китая, практически не экспортирующего полуфабрикаты из-за 25%-ной пошлины, до последнего времени занимали вьетнамцы. По оценкам местных специалистов, потребление стали во Вьетнаме вырастет в этом году примерно на 15%, тогда как в прошлом году этот показатель равнялся 43%. После того, как весной этого года правительство Вьетнама стало лечить экономику страны от перегрева с помощью замораживания сотен проектов, прокатные компании и трейдеры остались с непроданными заготовками, которые и сбывались за рубежом. В начале июня стоимость этой продукции составляла порядка 940-960 долларов за тонну C&F в Юго-Восточной Азии. Однако в последние дни правительство Вьетнама, предвидя новый скачок спроса осенью, призвала поставщиков заготовок воздержаться от новых экспортных продаж и подкопить запасы перед очередным подъемом на местном рынке.

В свою очередь, расширить поставки заготовок за рубеж планируют компании из Малайзии и Филиппин, делающие ставку на Персидский залив. Малазийские производители готовы продавать заготовку по 1100 долларов за тонну FOB, тогда как у турецких компаний цены достигают 1200 долларов за тонну FOB, а сами турки покупают полуфабрикаты российского и украинского происхождения по 1180-1200 долларов за тонну C&F.

Слябы пока заметно отстают от заготовок. Латиноамериканские компании собираются довести цены в третьем квартале только до 1000 долларов за тонну FOB или немногим более, а их коллеги из СНГ предлагают свою дефицитную по нынешним временам продукцию по 1000-1050 долларов за тонну FOB или до 1150 долларов за тонну C&F в Восточной Азии.

Кому больше надо

Чем ближе 30 июня, указанный в контрактах "дедлайн" на проведение переговоров о ценах на железорудное сырье на текущий финансовый год, тем более нервозной становится обстановка. Австралийская компания Rio Tinto, взявшая на себя инициативу со стороны экспортеров, и китайская металлургическая ассоциация CISA обмениваются заявлениями, в которых подчеркивается важность достижения компромисса и высказывается уверенность в том, что он, в конце концов, будет достигнут, однако стороны никак не могут договориться о том, каким будет повышение цен на австралийскую руду.

В принципе, вряд ли Rio Tinto, продавшая в прошлом году на спотовом рынке всего 15 млн. тонн стали, может разместить на этих принципах всю свою продукцию, объем которой составил в прошлом году около 200 млн. тонн, но отсутствие годовых контрактов и в самом деле приведет к нестабильности на всем мировом рынке руды.

В начале прошлой недели мировые СМИ опубликовали новость о том, что Rio Tinto подписала соглашения с рядом небольших китайских компаний, в соответствии с которым цены поднимаются на 95%. Это сообщение было немедленно опровергнуто как самой Rio Tinto, так и ассоциацией CISA. Однако, возможно, стороны просто ждут, пока контракты с австралийцами не подпишут лидеры отрасли во главе с Baosteel. В конце концов, устанавливать "базовую цену", на которую будут ориентироваться все остальные, второстепенным китайским компаниям просто "не по чину". Зато теперь, как считают аналитики, можно с достаточной уверенностью предположить, что подорожание австралийской руды составит от 85 до 95%.

В самом Китае, между тем, стоимость импортного ЖРС снизилась, так как местные компании резко уменьшили закупки и перешли на более интенсивное использование резервов в портах. Индийский 63,5%-ный концентрат подешевел более чем на 10% — до 115-120 долларов за тонну FOB или, соответственно, 160-170 долларов за тонну CIF Китай. Как сообщают китайские статистические органы, в первые пять месяцев текущего года импорт железной руды составил 190 млн. тонн, что на 19,6% меньше, чем за тот же период годичной давности. Однако по итогам июня темпы роста, очевидно, снизятся.

Виталий ШИМКОВИЧ


 


Главное меню