Долгожданное объединение во фрагментированной китайской металлургической промышленности произошло: два сталелитейщика Laiwu Iron & Steel Group и Jinan Iron & Steel Group сливаются, чтобы создать вторую по величине в стране и седьмую в мире компанию Shandong Steel Group.
Рост цен на сырье заставляет компании объединяться по всему миру.
Объединенная компания будет производить ежегодно 23,8 млн т стали, уступая лишь лидеру китайского рынка Baosteel с ежегодными 28,6 млн т. Обе компании, работающие в провинции Шандонг, пообещали закрыть свои старые и неэкологичные заводы и построить новые мощности в портовом городе Рижао, способные производить до 20 млн т стали в год.
Сейчас Китай – безоговорочный мировой лидер по производству и экспорту стали. В прошлом году, по данным Международного института чугуна и стали (International Iron & Steel Institute, IISI), Китай произвел 489 млн т стали при мировом производстве 1 млрд 343,5 млн т.
Для сравнения на долю гиганта ArcelorMittal приходится 10% мировой сталелитейной продукции, в прошлом году компания произвела около 116 млн т стали. Из российских сталелитейщиков "Северсталь" и "Евраз" ближе всего к мировым лидерам. "Северсталь" по итогам прошлого года сохранила звание крупнейшей сталелитейной компании России по общему объему выплавки стали с учетом зарубежных активов, практически не увеличив ее производство по сравнению с 2006 годом. В прошлом году компания Алексея Мордашова произвела 17,5 млн т стали и 13,3 т проката. "Евраз" в свою очередь произвел в прошлом году 16,3 млн т стали и 15,2 т проката. Несколько крупных сделок, совершенных "Евразом" в конце прошлого и в начале этого года, могут изменить расстановку сил в отрасли.
Переговоры об объединении китайских компаний начались еще в августе 2006 года и велись под патронатом китайского правительства. Бичом китайской металлургической промышленности традиционно считалась ее раздробленность. Десятка крупнейших компаний Китая выплавляет не более 35% стали, остальное приходится на долю мелких производителей. В 2005 году китайские власти решили изменить ситуацию и разработали программу консолидации сталелитейной промышленности. Согласно плану к 2010 году 50% производства стали должно быть сосредоточено в руках десяти крупнейших национальных компаний.
К 2020 году десятка крупнейших должна производить уже около 70% от общего объема стали.
По замыслу властей, консолидация сделает компании более эффективными и конкурентоспособными по сравнению с мировыми. Главной проблемой китайского сталелитейного сектора является нехватка сырьевой базы, которая вынуждает Китай закупать железорудное сырье за границей. В последнее время цены на основное сырье для сталелитейного производства показали впечатляющий рост. Бразильский горнорудный гигант Vale добился повышения цен на железную руду на 65% в 2008 году. Многие контракты уже подписаны с учетом новых условий, но через год-два объединенные компании уже смогут сказать свое веское слово в переговорах, считают аналитики. "Все крупнейшие производители должны объединиться", – говорит аналитик Soleil Securities Чарльз Бредфорд.
Китайские власти надеются, что объединенным компаниям будет легче, чем разрозненным покупателям, договариваться о ценах на сырье с поставщиками. "Чем больше компания, тем легче ей получить поддержку китайского правительства для дальнейшей экспансии", – приводит Bloomberg слова аналитика Shanghai Securities Жу Лимина.
Но несмотря на внимание правительства к судьбе отрасли, она все же остается раздробленной. Местные власти, не желающие терять влияния, делают все, чтобы воспрепятствовать объединению компаний. В августе 2005 года компании Anshan Steel и Benxi Steel решили объединиться, однако вплоть до сегодняшнего дня продолжают работать независимо друг от друга. Теперь сталелитейщики обещают создать объединенную компанию Anben Steel к концу 2008 года.
Процессы консолидации продолжаются и в мировом металлургическом секторе. На сегодняшний день продолжаются переговоры между BHP Billiton и его меньшим конкурентом Rio Tinto. Пока, однако, Rio Tinto не соглашается на предложение о ее покупке со стороны BHP, предложившей $147 млрд. Азиатские сталепроизводители со своей стороны опасаются, что в случае успеха сделки появится монополист на рынке, что приведет к подорожанию продукции. Поэтому в попытке помешать объединению Rio и BHP китайская алюминиевая компания Chinalco и американская Alcoa приобрели 12-процентную долю в Rio.
Ксения Гогитидзе