"Металлургический комбинат"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Публикации и Статьи по цветной и черной металлургии Русский с китайцем – клиенты навек

Русский с китайцем – клиенты навек

E-mail Печать PDF

Казахстанские производители цинка рассчитывают, что наращивание производства позволит им закрепиться на рынках Китая и России и получить дополнительную прибыль даже в условиях охлаждения рынка

В начале октября казахстанская горно-металлургическая компания (ГМК) "Шалкия Цинк" анонсировала амбициозную программу развития производства: в ближайшие три года она рассчитывает более чем удвоить объемы добычи цинксодержащей руды с 1,5 до 4 млн. тонн в год и в восемь раз увеличить выпуск цинка в концентрате. Таким образом игрок пытается использовать благоприятную конъюнктуру. В последние годы потребление цинка в мире ежегодно росло на 3%. Производство не успевало за спросом, и в 2006 году мировой дефицит металла составил, по данным International Lead & Zinc Study Group (ILZSG), 332 тыс. тонн. Рынок отреагировал скачком цен – в 2002?м тонна цинка на Лондонской бирже металлов (LME) стоила 800 долларов за тонну, в прошлом достигла 4,6 тыс. долларов. Соответственно, подскочила цена на сырье – цинковый концентрат (обычно в тонне концентрата содержится 500–550 кг цинка). В 2007 году произошла небольшая корректировка – цинк подешевел до 3–3,1 тыс. долларов за тонну. Но и эта цена более чем привлекательна для цинкачей.

Главными катализаторами рынка выступают китайские компании. Поднебесная потребляет почти треть выпускаемых в мире объемов цинка. Запасы сырья значительно скромнее. Поэтому китайцы охотно скупают концентрат (и металлический цинк) на мировых рынках.

ТРЕТЬИМ БУДЕТ

Увереннее всех на рынке КНР чувствуют себя цинкачи из Казахстана. По итогам января – августа 2007 года казахстанские компании заняли первое место по поставкам в Китай, продав соседям 44,48 тыс. тонн цинка. Казахстанские компании опираются на прочную сырьевую базу (по подтвержденным запасам – 25,7 млн. тонн цинка – РК находится на третьем месте в мире) и географическую близость к китайским потребителям.

Пока что белый металл в Китай экспортируют из Казахстана две компании: "Казцинк" ("дочка" швейцарского трейдера Glencore) и "Казахмыс" (контролируется топ-менеджерами). Лидирует "Казцинк" – в прошлом году он выпустил на своих заводах 289 тыс. тонн цинка. В настоящее время компания хорошо обеспечена сырьем. Главный актив "Казахмыса" – пущенный в 2004 году Балхашский цинковый завод мощностью 100 тыс. тонн металла в год. Пока он не заработал на полную мощность – по данным "Эксперта-Казахстан", у него проблемы с оборудованием. В прошлом году в Балхаше было произведено 64 тыс. тонн цинка, а всего по компании – на 3 тыс. тонн больше.

Третий игрок – "Шалкия Цинк" (контролируется бизнесменом Рифатом Ризоевым) до недавнего времени был мало заметен на рынке. Впервые он громко заявил о себе в конце 2006 года, проведя удачное IPO на Лондонской бирже. На торги было выставлено 24,8% уставного капитала, проданного за 102 млн. долларов.

Участники рынка сочли итоги выхода ГМК на биржу достаточно удачными. Тем более что в момент IPO компанию явно переоценили – практически сразу после размещения бумаги начали падать в цене и за три месяца подешевели на 5%.

В момент выхода на биржу "Шалкия Цинку" помогли благоприятная конъюнктура, удачное размещение Челябинского цинкового завода (ЧЦЗ), вышедшего на биржу за месяц до казахстанцев. Но главным доводом в пользу покупки бумаг компании из Алматы стали ее сырьевые активы. "Шалкия Цинк" контролирует уникальное месторождение Шалкия (Кызылординская область), ресурсы которого оцениваются в 8,4 млн. тонн цинка (треть республиканских запасов этого металла). Месторождение было достаточно хорошо разработано в советский период, был практически построен рудник, общий объем инвестиций в советский период составил порядка 250 млн. долларов, но с распадом СССР деятельность рудника была свернута. Возобновились работы уже в 2004 году, после рудника "Шалкия Цинком". Кроме того, компании принадлежат Талапское месторождение. Его запасы меньше – 500 тыс. тонн цинка, зато руда несколько богаче, чем на Шалкия .

Также компания владеет Кентаусской обогатительной фабрикой в 165 км от своего основного месторождения. Но мощности предприятия невелики, а оборудование устарело – концентрат выпускается с содержанием цинка 46%, что ниже современных стандартов.

Стремясь максимально использовать свою богатую ресурсную базу, компания анонсировала инвестпроект, который должен вывести ее в число влиятельных игроков рынка. Как рассказал "Эксперту Казахстан" директор по развитию бизнеса "Шалкия Цинк" Самат Казымов, компания собирается построить новую обогатительную фабрику мощностью 120 тыс. тонн цинка в цинковом концентрате в год рядом со своим рудником, параллельно нарастив объемы добычи руды. К 2011 году компания планирует добывать 4 млн. тонн руды в год и выпускать ежегодно порядка 120 тыс. тонн цинка в цинковом концентрате. Новое предприятие будет построено к концу 2009 года по технологии финской компании Autotek. Эта фабрика будет выпускать концентрат с содержанием цинка 52%, что уже соответствует мировым стандартам. Строительство уже началось. Для управления проектом приглашена SRK Consulting (Лондон), одна из известнейших консалтинговых групп в Европе. Ориентировочная стоимость этого проекта оценивается в 230 млн. долларов, срок окупаемости – 5–7 лет. В качестве финансового консультанта нанят Barclays Capital (Лондон). Кроме того, заканчивается модернизация Кентауской обогатительной фабрики – в 2008 году она будет перерабатывать 1,5 млн. тонн руды с выпуском более 35 тыс. тонн цинка в концентрате.

В "Шалкия Цинке" не сомневаются, что найдут рынки сбыта для новой продукции. Пока что концентрат с Кентау идет на Алмалыкский комбинат (Узбекистан). "Вероятно, мы продолжим поставки в Алмалык. Но основная часть продукции – до двух третей объемов производства – видимо, пойдет в Китай. Также нам интересен российский рынок", – говорит г-н Казымов.

ЦИНКУЮТ ВСЕ

Правда, российские производители и сами наращивают свою сырьевую базу. ЧЦЗ в 2006 году купил казахстанский рудник Акжал, выпускающий около 40 тыс. тонн цинка в концентрате в год, а в 2007 году получил права на Амурское месторождение в Челябинской области – на нем с 2011 года компания рассчитывает получать по 50 тыс. тонн цинка в концентрате. Совладелец ЧЦЗ Александр Федоров заявлял в печати, что его завод интересуется сырьевыми активами и за пределами России – в том числе в Казахстане, в странах дальнего зарубежья. Компания твердо рассчитывает через несколько лет перейти к самообеспечению – пока она в основном работает на чужом концентрате.

Другой российский игрок, Русская медная компания, разрабатывает ряд медно-цинковых месторождений, в том числе и на территории Казахстана (например, на руднике им. 50?летия Октября под Актюбинском). И в ближайшие годы, по словам директора по связям с общественностью РМК Александра Ханина, выпуск концентрата увеличится. Еще один участник цинкового рынка, корпорация "Металлы Восточной Сибири", планирует освоение крупных месторождений в Забайкалье.

По словам аналитика БД "Открытие" Сергея Кривохижина, расширение сырьевой базы цинкачей – это общемировая тенденция. Так, в начале октября канадская Lundin Mining Corp. объявила, что за несколько лет резко увеличит объемы добычи цинкового сырья, вложившись в свои рудники Neves-Corvo и Zinkgruvan. Вместо нынешних 400 тыс. тонн руды она будет добывать 2,4 млн. тонн в год. "Казцинк" объявлял, что до 2010 года потратит на поиск новых месторождений около 10 млн. долларов.

"В 2009–2010 годах инвестиции в сырьевые активы начнут приносить свои плоды", – прогнозирует г-н Кривохижин. – Предложение концентрата увеличится. Одновременно могут притормозиться темпы роста спроса. Китай активно расширяет собственное производство и уже сократил импорт цинка за 8 месяцев 2007 года на 59,3%. Есть еще один фактор: сейчас КНР ведет активное строительство спортивных объектов к Олимпиаде-2010. По завершении строительных работ потребность в оцинкованных металлоконструкциях снизится".

БАЛАНС БУДЕТ

В результате уже в следующем году эксперты прогнозируют охлаждение мирового рынка цинка. По подсчетам ILZSG, если в текущем году на рынке еще существует дефицит в 47 тыс. тонн, то в следующем году ожидается профицит в 250 тыс. тонн. Соответственно, цены могут пойти вниз. По оценке Сергея Кривохижина, уже в 2008 году цинк может упасть ниже 3 тыс. долларов за тонну. В ближайшее десятилетие, по мнению БД "Открытие", цены могут опуститься до 2,5 тыс. долларов за тонну, а аналитики банка "Уралсиб" не исключают снижения до 2 тыс. долларов.

Но в "Шалкия Цинке" настроены оптимистически. Самат Казымов поясняет:

– Помимо подготовки к Олимпиаде, в Китае есть и другие большие строительные проекты, это строительство аэропортов, автомобильных и железных дорог. Создается инфраструктура огромнейшего масштаба. В течение 5 лет Китай собирается построить 45 аэропортов, сопоставимых по размерам с Шанхайским аэропортом. Очень большие средства будут инвестированы в основные фонды западных и центральных регионов. На 60 новых объектов правительством выделяется около 100 млрд. долл. Все вышеуказанное будет только увеличивать потребление цинка этой страной.

Что касается коллег из России, то, как подчеркивает топ-менеджер "Шалкия Цинк", ЧЦЗ и РМК пустят дополнительные объемы концентрата на увеличение производства цинка. Поэтому баланс сырья на рынке не изменится. А общая емкость рынка будет расти – в России тоже много строят. Российские коллеги в целом согласны с казахстанскими цинкачами. Специалисты ЧЦЗ прогнозируют, если в 2007 году в мире будет продано 11,4 млн. тонн цинка, то в 2008 году – уже 12,6 млн., и в дальнейшем рынок будет расти на 5% в год. Значит, дополнительные объемы концентрата найдут своих покупателей. Тем более что рынок России очень привлекателен – аналитик "Банка Москвы" Дмитрий Скворцов отмечает, что цены на нем выше, чем на LME, и внутренние производители надеются сохранить этот диспаритет.

Некоторого снижения маржи компаниям все же не избежать – из-за снижения котировок на LME. Поэтому в "Шалкия -Цинке" не отрицают, что вынашивают планы по строительству металлургического завода. Он позволит получить больший доход – чем выше передел, тем выше прибавочная стоимость. "В данное время мы изучаем тщательным образом этот вопрос", – заметил по этому поводу Самат Казымов. Правда, о конкретных сроках предпочитают не говорить. "Строительство металлургического завода поможет "Шалкия Цинку" увеличить рентабельность бизнеса за счет нового передела. Тут главное – не опоздать", – замечает Сергей Кривохижин. Ведь цены на цинк все-таки будут снижаться, хотя и медленно.


 


Главное меню