"Металлургический комбинат"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

26% Северсталь-метиза

E-mail Печать PDF

Интервью генерального директора ОАО "Северсталь-метиз" /метизного сегмента компании "Северсталь"/ Ольги Наумовой агентству ПРАЙМ-ТАСС

- "Северсталь-метиз" создана в 2003 г для управления тремя российскими заводами /в Орле, Череповце и Волгограде/. В 2006 г с покупкой "Днепрометиза" и Carrington приобрела международный статус. К чему сегодня стремится "Северсталь-метиз"?

- Наши устремления направлены на развитие высокопередельной продукции с максимальной добавленной стоимостью. Мы, прежде всего, рыночная компания и хотим быть максимально сервисоориентированной. Занимать не доли или объемы, а выстраивать эффективную работу с наиболее интересными сегментами.

- С какими известными компаниями давно и стабильно работает "Северсталь-метиз"?

- Из самых известных, это "АВТОВАЗ", РЖД и, естественно, "Северсталь".

- На каких рынках присутствует "Северсталь-метиз", какой оборот у этих рынков?

- Наши ключевые рынки: Россия, Украина и другие страны СНГ, Восточная Европа, Англия. Оценивать общую емкость рынка не можем, так как его номенклатура гораздо больше, чем мы делаем. Мы оцениваем емкость по конкретным продуктам.

- Какие доли компания занимает там?

- В России мы занимаем 26%, на Украине – 30% в своем сегменте /низкий углерод/, в Англии - 30% и в Европе - от 1 до 5% в разных сегментах.

- Какие доли планируете занять в следующем году и в долгосрочной перспективе?

- Мы считаем, что время объемов и завоевания всех потребителей прошло. У нас есть более интересные цели, чем заваливать рынок массовыми изделиями. Мы концентрируем производство на продуктах с высокой добавленной стоимостью и уникальных нишевых продуктах. Экономически наш подход гораздо более эффективен. Очень нелегко одновременно уметь выпускать 30 тыс. изделий и предлагать именно то, что нужно конкретному покупателю, с запрашиваемым качеством, свойствами, сроками. Мы взяли ориентацию на потребителя, который готов больше платить за сделанную нами добавленную стоимость. Наш подход дает возможность выиграть в долгосрочной перспективе.

- Какие рынки вам наиболее интересны?

- Географически это, в первую очередь, наши "домашние" рынки: Россия, Украина и Великобритания. Они близки нам по менталитету, здесь мы лучше понимаем нужды покупателя и здесь нам удобно строить длительные отношения.

Наиболее привлекательными продуктовыми нишами для нас являются канаты, высокоуглеродистая проволока, калиброванный прокат, фасонные профили. Это специфические отраслевые продукты с наибольшей добавочной стоимостью, которые требуют повышенного внимания не только к качеству, но и к сервису: сроки поставок, технологические характеристики, объемы, способы отгрузки и т.п.

Если говорить об отраслях, то нам интересно работать с автопромом, хотя это и непросто, прежде всего, потому, что вся цепочка создания стоимости автомобиля, на выходе которой – высокотехнологичный продукт, должна основываться на тесном взаимодействии всех ее звеньев.

Мы также активно осваиваем новые виды продукции для строительного сектора: стабилизированные пряди, фибра, холодно деформированная арматура /ХДА/ и др. Яркий пример работы с такими изделиями – наша дочерняя компания "ЮниФенс", которая специализируется на выпуске металлических сеток и сеточных конструкций. Фокус на определенной товарной линейке позволяет идти в ногу с рынком, определяя предпочтения потребителей или даже предугадывая их требования.

- Переориентация на производство нишевых продуктов с высокой добавочной стоимостью вызвана высоким спросом на них?

- Смотря, что такое спрос? Если говорить про рынки базовых продуктов, то они быстрорастущие, но очень волатильные. Есть трейдеры, которые создают запасы в периоды роста цен, таким образом дополнительно их "подогревая". Но эффективное конечное потребление не такое высокое. К примеру, первые шесть месяцев этого года все говорили: "Невероятно, как растет строительный сегмент, на "икс"% в год!" А сейчас, становится понятно, что не все так просто, это вопрос игры с запасами, и реальный рост по году будет существенно ниже. Спрос на рядовой строительный сортамент, может, растет и несколько быстрее, чем на продукты высокого передела, но этот рынок нам не очень интересен.

- Какие конкретно направления "Северсталь-метиз" планирует развивать в следующем году?

- Наиболее интересными нам кажутся такие сегменты, как: добывающие отрасли, металлургия, машиностроение, автопром. Соответственно, мы планируем акцентировать свое внимание на продуктах для этих направлений.

- Как вы выстраиваете отношения с покупателями?

- Если клиент крупный, то мы работаем с ним напрямую или через его дистрибьюторов. Если речь идет о небольших поставках, то действовать самим затруднительно. Для успешной работы с такими контрактами необходима складская инфраструктура на местах, и мы передаем этих заботы дилерам. Они знают свой региональный рынок, сами поддерживают запасы на складах, планируют спрос, формируют заказы, переупаковывают продукты - оказывают покупателям дополнительный сервис. Естественно, в регионах мы эти работы выполнять просто не в состоянии.

- А планируете развивать дилерскую сеть?

- Конечно. По сути, у нас дилерская сеть выстроена только в России - 25 авторизованных дилеров и официальных представителей. На Украине пока нет еще хорошо поставленной дистрибуции. Есть отдельные дилеры, которые занимаются распределением и продвижением продуктов по странам СНГ. Есть также ряд компаний, с которыми мы сотрудничаем в Европе.

Кроме того, пока работа не всех дилеров нас удовлетворяет. Некоторые из них предпочитают просто перепродавать товар. Но мы работаем над повышением эффективности своей сети, и в последнее время в регионах появляется все больше компаний, с которыми можно эффективно сотрудничать. Это помогает нам лучше понимать конечного потребителя и в итоге быстрее реагировать на его требования.

- "Северсталь-метиз" не раз заявлял о стремлении к лидерству, планируются ли в ближайшее время новые приобретения?

- Мы собираемся укрепляться в тех самых продуктовых линейках с высокой добавленной стоимостью, о которых уже говорили. Поясню: мы приобретаем мощности не для того, чтобы увеличить объемы производства базовых изделий - например, проволоки обыкновенного качества без покрытия, это нам не интересно. Мы устанавливаем оборудование, которое позволяет занять нишу с продуктами более глубокого передела, или выпускать изделия, свойства и качества которых мы не можем обеспечить с помощью существующего технопарка. Наша компания ориентирована не на то, чтобы увеличивать объемы продаж, а на то, чтобы поменять содержание товарного портфеля.

Где-то мы будем ставить новые производственные линии на уже имеющихся площадях, как, например, в случае с установкой линии по производству стабилизированных арматурных прядей в Череповце, пуск которой состоялся в сентябре. Где-то планируем поглощения в отдельных нишевых линейках, но в таких случаях мы покупаем не мощности, а технологический опыт и выходы на определенные рынки. Где-то рассматриваем варианты СП.

- Кто ваш основной поставщик проката, катанки?

- Прокат и катанку мы берем у тех, кто может осуществлять поставки в регионы присутствия компании. Так, катанку в России, кроме внутренних поставок с Череповецкого металлургического комбината /входит в "Северсталь"/, мы покупаем в зависимости от ассортимента практически у всех компаний, работающих на этом рынке. Что касается проката, то его получаем, в первую очередь, в России - от ОЭМК, МЗ "Петро-сталь", "Мечела", на Украине – от "Миттал Стил Кривой Рог" /Mittal Steel Kryvіy Rіh/ и Макеевки /Макеевского МЗ/, в Великобритании – от Lucchini /входит в "Северсталь"/ и Corus. Мы работаем в рыночных условиях, а потому при выборе поставщика для нас есть только два фактора – качество и цена.

- Что нового внедряется компанией на производствах и в управлении?

- Мы активно внедряем принципы бережливого производства, постепенно подстраиваем свои процессы под требования клиента, чтобы обеспечить своевременное и точное выполнение всех заказов. Особенно интенсивно технологии Lean внедряются в Череповце и Волгограде. Требования потребителей сегодня постоянно возрастают – причем не только к качеству продукции, но и сервису. Клиента интересует своевременность выполнения заказа, информированность о сроках этого выполнения, точное соответствие требуемым техническим характеристикам продукта. Особенно это касается автомобильной отрасли. В Россию приходят крупнейшие мировые автопроизводители. Их стандарты находятся на очень высоком уровне – в том числе и стандарты для поставщиков продукции. Поэтому внедрение "Бережливого производства" началось на Череповецком заводе с калибровочного направления - калиброванная сталь практически в полном объеме поставляется автопроизводителям. На Волгоградском заводе, где сосредоточено производство, в том числе и уникальных канатов - к примеру, применяемых в агрессивных средах, lean manufacturing внедряется на всем предприятии.

Еще одно из управленческих решений – передача сторонним организациям непрофильных вспомогательных функций: обеспечение питанием, автотранспортом, уборка, охрана, ремонтные услуги и др. Есть множество специализированных компаний, которые умеют делать все перечисленное дешевле и качественнее. Мы смогли убедиться в этом, выведя на аутсорсинг порядка десятка таких функций /около 1500 человек/.

Кроме того, наша компания в какой-то степени является пионером в области концентрации производства. Мы стараемся преобразовывать наши заводы в более гибкие, мобильные и компактные. В свое время предприятия строились под мощности в 1 млн. тонн в год /как в Череповце или в Орле/, причем достаточно простого сортамента. Сегодня, как я уже говорила, производить столько рядового "железа" бессмысленно, как и содержать избыточные свободные территории. Поэтому мы предлагаем сторонним предприятиям-производителям широкие возможности для организации и развития их собственного бизнеса на наших площадях. Результатом таких действий в Орле и Волгограде является вполне успешное развитие Промышленных центров. Готовая инфраструктура и развитая транспортная система позволяют инвесторам значительно сократить сроки, стоимость и окупаемость реализуемых проектов.

Что касается оргпроцесса, то он меняется от старой советской вертикальной системы управления в сторону матричных, горизонтальных структур. Мы используем принципы matrix management в нашей проектной деятельности, в работе продуктовых направлений.

- А есть препятствия активному развитию бизнеса?

- В каких-то регионах это избыточная конкуренция, где-то инфраструктурные проблемы. А если говорить в целом, то главное в успешном бизнесе – это человеческий фактор. Нам очень не хватает менеджеров, обладающих комбинацией метизного, управленческого и коммерческого опыта, нам нужны и сильные технические эксперты со знанием иностранного языка. У нас еще есть некоторые проблемы встраивания зарубежных активов в компанию: это и сохраняющийся языковой барьер, и недостаточный уровень взаимодействия внутри компании. Нам всем еще нужно учиться работать вместе.

- Китай для "Северсталь-метиз" это конкурент или потребитель?

- Конечно же конкурент. Конкуренция – это соревнование, которое позволяет развиваться. Таким образом, мы активно занимаемся созданием принципиально новых продуктов и модификацией уже существующих, максимально гибко подстраиваясь к потребностям наших клиентов, и тем самым создавая условия для повышения эффективности их бизнеса.

- В прошлом году Еврокомиссия начала новое антидемпинговое расследование против импорта канатов "Северсталь-метиза" в ЕС, не вынеся по сути свое решение и по предыдущему антидемпинговому разбирательству 2004 г. Как обстоят дела сейчас?

- Все это время мы сотрудничали с европейскими органами, ведущими расследования, предоставляя запрашиваемую информацию в ответах на многочисленные вопросники, а также лично во время проверочных визитов в Череповец. Несмотря на это, Еврокомиссия продолжала настаивать на сохранении действующей с 2001 г антидемпинговой пошлины 36,1% без каких-либо изменений.

В результате наших протестов и аргументов комиссия согласилась использовать для перерасчета демпинговой маржи экспортные поставки "Северсталь-метиза" в третьи страны, что привело к снижению антидемпинговой пошлины до 9,7%.

Это решение - дополнительное подтверждение тому, что к "Северсталь-метизу" сегодня относятся как к европейскому производителю. От пересмотра пошлины выиграют, прежде всего, наши потребители в странах Евросоюза. Мы заинтересованы в развитии поставок канатов, а потому в настоящее время продолжаем согласовывать ценовое обязательство, в рамках которого "Северсталь-метиз" сможет продавать определенные виды канатов в страны ЕС без уплаты и этой антидемпинговой пошлины.

"Северсталь-метиз" – международная группа предприятий по производству металлических изделий /метизов/, в которую входят предприятия России, Украины и Великобритании.

"Северсталь-метиз" занимает лидирующее положение в российской отрасли /около 30% рынка/, является крупнейшим экспортером металлоизделий из России в страны Европы и СНГ /порядка 53% от общего экспорта/. По итогам 2006 г предприятия группы "Северсталь-метиз" произвели 1,1 млн. т метизов. Выручка группы за 2006 г составила около 22,8 млрд. руб. /838,9 млн. долл./.


 


Главное меню