На прошлой неделе информация австралийских газет о намерении CVRD и BHP Billiton создать альянс для поглощения Rio Tinto взбудоражила мировые рынки. Представители всех трех компаний наличие подобных планов не подтверждают, однако слухи о грядущих мега-сделках циркулируют все активнее.
По мнению экспертов, ситуация на мировых рынках ЖРС создает предпосылки для очередной волны консолидации отрасли.
По данным Bloomberg, в текущем году в горнорудной отрасли состоялись или начали продвигаться 473 сделки на сумму $55 млрд. Однако только одна крупная сделка с участием компании из "большой тройки" может превысит объем не менее чем в два раза. Эксперты прогнозируют, что мега-сделка с участием BHP Billiton, CVRD и Rio Tinto возможна уже в среднесрочной перспективе. Ключевой вопрос: кто кого? Для каждой из этих компаний существует вероятность как быть поглощенной, так и сделать это первой, опередив конкурента.
Сейчас рынок обсуждает информацию австралийских газет о намерении CVRD и BHP Billiton создать альянс для поглощения Rio Tinto. Покупка канадской алюминиевой компании Alcan за $38 млрд., с одной стороны, увеличила стоимость Rio, с другой, для этого пришлось привлечь крупный кредит, а это ослабило ее текущую финансовую устойчивость.
Противостояние гигантов
Активная фаза консолидации в горнорудной промышленности стартовала в 2000-х годах, при этом лидеры отрасли укрупнялись преимущественно в своих регионах. В начале десятилетия CVRD поглотила второго и третьего по величине бразильских производителей руды – Caemi Mineracao e Metalurgia и Ferteco Mineracao SA. В свою очередь Rio Tinto осуществила враждебное поглощение австралийской North, а BHP Billiton сама является продуктом слияния австралийской Broken Hill Properties и английской Billiton.
К началу нынешнего столетия "преимущественно бразильская" CVRD уже существенно опережала своих ближайших конкурентов – "преимущественно австралийские" Rio Tinto и BHP Billiton. Бразильский гигант быстрее приращивает свои активы и добычу. Сравним: Rio увеличила добычу ЖРС с 94 в 2001 г. до 135 млн. т в 2006 г., BHP – с 81 в 2001 г. до 110 млн. т в 2006 г., зато CVRD – со 164 в 2001 г. до 264 млн. т в 2006 г., то есть на 61%.
В 2002 году 15-ти ведущим компаниям принадлежало 50% глобального выпуска ЖРС, а уже к 2005 году CVRD, Rio Tinto и BHP Billiton контролировали 70% всех продаж руды в мире. При этом, CVRD, 90% активов которой сосредоточены в горнорудной промышленности, по росту производства уверенно опережает Rio и BHP, на железорудный сектор которых приходится менее половины всей производственной деятельности.
Ключевым этапом в развитии компаний "большой тройки" стали 2005-2006 годы, когда стало очевидным, что быстро растущий в мире спрос на руду опережает ее предложение. Глобальный дефицит руды позволил мировым рудным гигантам существенно увеличить стоимость сырья. За эти два года ЖРС подорожало почти вдвое, но самое главное, CVRD, Rio Tinto и BHP Billiton, опираясь на растущие потребности металлургов, смогли построить долгосрочные стратегии по развитию добычи. По оценкам CVRD, с 2007 по 2012 г. мировая морская торговля рудой вырастет на 250 млн. т, с 76%-м ростом со стороны Китая. Прогнозируя повышение стоимости ЖРС в следующем году, в компании говорят: "перспективы для производителей железной руды просто блестящие, мировые поставщики не в состоянии наращивать добычу руды такими темпами, как растет спрос". В 2006 году горнодобывающие компании объявили о планах по реализации проектов на рекордную сумму – $34,7 млрд., что на 61% больше, чем годом ранее.
CVRD объявила о планах увеличить производство ЖРС в 2008 г. до 330 млн. т в год и до 450 млн. т к 2011 г. Удвоение добычи в компании считают реальным, хотя признают, что планы могут быть скорректированы – из-за проблем с доступностью энергоресурсов, задержек в поставках оборудования и длительности проведения экологических экспертиз.
В 2007 г. компания инвестирует в расширение мощностей $1,9 млрд. За последние 2 года CVRD запустила комбинат на месторождении Brucutu, крупнейший в мире железорудный комплекс мощностью 12 млн. т. Компания реализует проект по расширению предприятий MBR и Carajas (мощность комбината будет увеличена на 14 млн. т – до 130 млн. т в год), а также на южных месторождениях страны. Планируется освоение месторождения Serra Sul в штате Para с запасами 12 млрд. т.
Сегодня основные клиенты CVRD – китайские метпредприятия, им отгружается треть всей добываемой руды, и только 20% получают "родные" бразильские потребители. В 2006 г. китайским покупателям отгружено 76 млн. т руды, в 2007 г. планируется поставить 100 млн. т. CVRD также намерена построить в Китае заводы по производству окатышей, которые в течение 30 лет будут на 70% обеспечиваться бразильской рудой. Аналогичные планы имеются и в отношении США, где компания закрепится в качестве одного из новых акционеров Sparrows Point.
Интересно, что весной появилась информация о том, что CVRD ищет пути для покупки крупного американского производителя руды Cleveland-Cliffs, компании, производящей около 21 млн. т окатышей в США и 8 млн. т руды в Австралии.
Крупнейшая горнодобывающая компания мира BHP Billiton на расширение производства сырья может затратить в ближайшее десятилетие до $80 млрд. В том числе, инвестиции в сектор ЖРС составят порядка 20 млрд., что даст возможность утроить добычу железной руды, доведя ее до 300 млн. т к 2015 году. В компании уверены в высоком спросе, особенно со стороны Китая (руда) и Индии (уголь).
За последние два года инвестиции BHP выросли с $2 млрд. в год до порядка $5 млрд. Уже в 2008 г. в Австралии будет инвестировано $7 млрд. и далее – свыше $8 млрд. каждый год. Один только Rapid Growth Project 4 в Западной Австралии должен обеспечить прирост производства BHP до 155 млн. т в год. В этом же регионе, на месторождении железной руды Area C в Пилбарре, которое компания разрабатывает вместе с Posco и Mitsui, мощности будут удвоены до 42 млн. т. Дополнительные объемы сырья пойдут в Китай, который сегодня покупает свыше 20% продукции BHP.
Перспективные планы Rio Tinto – увеличить за следующие 10 лет добычу железной руды до 320 млн. т, на что необходимо потратить не менее $13,4 млрд. В 2007-м году, как и в предыдущем, инвестиции планируются на уровне $3 млрд. Ближайшая цель – 220 млн. т в 2009 году. Будет расширено производство в Западной Африке и Австралии. В частности, в Гвинее Rio будет развивать месторождение Simandou потенциальной мощностью 70 млн. т в год. Австралийские мощности по добыче железной руды в Пилбаре планируется расширить на 100 млн. т. В Бразилии мощность рудника Corumba планируется увеличить до 15 млн. т в год, MCR – также до 15 млн. т к 2012 г. Rio также изучает возможность разработки месторождений железной руды в штате Orissa (Индия), где компания имеет 51% в СП с государственной компанией Orissa Mining Company.
Rio Tinto в своих планах надеется на рост потребления не только в КНР, но также в Северной Америке и Европе, на которые приходится 25% мировой торговли ЖРС. В 2006 г. компания поставила на эти рынки 12% своей руды, остальную часть – в Азию. Что касается Китая, Rio Tinto рассчитывает сохранить за собой статус крупнейшего поставщика руды в Китай на протяжении ближайших 50 лет.
Кто кого купит первым?
Еще с минувшего года рынок ожидает крупных сделок с участием ведущих игроков. Летом 2006 г. решенным казалось поглощение компании Anglo American консорциумом в составе CVRD, Xstrata и Rio Tinto. Называлась даже стоимость сделки – до 80 млрд. долларов, однако она так и не состоялась. Сейчас Anglo American активно наращивает ресурсы и капитализацию. За ближайшие 5 лет компания планирует увеличить производство ЖРС до 100 млн. т за счет расширения добычи в Minas-Rio в Бразилии и Kumba Iron Ore в ЮАР. Несомненно, с перспективой увеличения к 2012 г. своей доли в мировой торговле железной рудой с 3 до 11%, Anglo American станет еще более желанным объектом для поглощения. Правда, для покупки второй по величине в мире горнодобывающей компании придется выложить уже 80 млрд., а все 180 млрд. долл.
В 2007 г. основные версии слияний так или иначе концентрируются именно вокруг "большой тройки". Весной появилась информация о намерении BHP приобрести своего ближайшего конкурента – Rio Tinto. При гигантских масштабах сделки полученная от объединения активов синергия также должна быть весьма существенной. Объединенная компания добывала бы 280 млн. т железной руды, что на 10 млн. т больше чем у CVRD. Такая сделка позволила бы обеспечить экономию в расходах (основные активы обеих компаний находятся в Австралии) на уровне до $500 млн. в год, а ежегодную прибыль увеличить на 7%. Альянс BHP – Rio смог бы противостоять активным попыткам их бразильского конкурента подмять под себя китайский рынок руды, оттеснив австралийцев на вторые роли.
Инвестбанк Merrill Lynch предположил, что BHP Billiton сама может стать объектом поглощения со стороны фондов прямых инвестиций. Они вполне способны собрать огромную сумму денег, которой хватит на покупку гиганта с капитализацией $ 100 млрд. На этом можно очень хорошо заработать, учитывая большие потоки выручки у рудных компаний. В качестве возможного покупателя назывался, к примеру, китайский государственный инвестфонд с ресурсами в $237 млрд.
О шансах
Вероятность того, что объектом поглощения станет BHP Billiton, является наименьшей. Для враждебного поглощения всей компании придется выложить до $200 млрд., такую сумму сможет собрать только группа инвесторов, которые знают, как развивать ее дальше. На всякий случай BHP проводит обратный выкуп акций на сумму $10 млрд., в результате чего сократится количество акций, находящихся в свободном обращении.
Наиболее вероятным выглядит все же поглощение Rio Tinto компанией BHP. По слухам, летом Rio отклонила предложение BHP о дружественном поглощении, и теперь последняя готовится произвести враждебное поглощение. Такая сделка могла бы получить одобрение со стороны антимонопольных органов, поскольку сохранится национальный контроль над австралийскими активами, а объединенная компания будет иметь не более 20% мирового рынка.
Если же партнером BHP по приобретению Rio Tinto выступит CVRD, сделка будет заблокирована регулирующими органами из-за угрозы чрезмерного укрепления бразильской компании, которая может увеличить свою долю на рынке до 30%. Кроме того, тройственная сделка привела бы к расчленению Rio с разделом ее активов между BHP и CVRD.
Эксперты справедливо замечают, что планы по поглощению Rio могут существовать, однако для этого BHP и CVRD не нуждаются друг в друге, каждой из этих компаний по силам самой провести сделку. Привлекательными объектами для поглощения, безусловно, являются и CVRD (хотя правительство Бразилии не даст разрешение на такую сделку), и Anglo American, и ведущие региональные компании. Сделка Mittal – Arcelor продемонстрировала всем, что могут быть реализованы самые дерзкие и неожиданные сделки.
Георгий Карпенко