Россия собирается отменить введенную после кризиса 1998 года монополию на экспорт платины. Эта мера упростит жизнь крупнейшему производителю металлов платиновой группы в стране "Норникель", однако существенного влияния на его финансовое состояние не окажет.
Сейчас весь экспорт металлов платиновой группы, а также сырья, содержащего металлы платиновой группы, осуществляется через госпосредника ФГУП "Алмазювелирэкспорт". Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении законопроект об отмене монополии госпосредника на экспорт платины.
Правительство давно рассматривает подобную возможность, в первый раз об этом задумались еще в 2005 году.
Ныне действующая схема противоречит нормам ВТО, российскому антимонопольному законодательству и препятствует международной конкуренции, решили чиновники.
Бюрократические проволочки, связанные с лицензированием и квотами на экспорт, нередко приводили к задержкам в экспорте и к росту цен на платиноиды на мировых рынках. В прошлом году власти сделали первый шаг, направленный на либерализацию рынка драгоценных металлов, отменив квоты на экспорт алмазов и платиноидов. Впрочем, если монополию на экспорт отменят, производителям все равно придется самостоятельно получать лицензии на экспорт у Минэкономразвития.
Отмена монополии "Алмазювелирэкспорта" повлияет в первую очередь на "Норильский никель": именно на его долю приходится почти 100% производимых в стране платиноидов, говорит эксперт Банка Москвы Дмитрий Скворцов. В "Норникеле" к готовящейся либерализации продаж своей продукции уже готовы. "Компания еще несколько лет назад выстроила собственную сбытовую сеть, через которую реализует никель и другие цветные металлы, – рассказывают в норильской компании, – Поэтому в случае отмены торгового посредника в лице "Алмазювелирэкспорта" платиноиды будут органично встроены в существующую сбытовую структуру".
Уничтожение госпосредника немного облегчит жизнь компании, но не должно существенно сказаться на ее финансовых результатах, уверены аналитики. Дело в том, что "Норникель" платил небольшую комиссию посреднику, которая не превышала 1,5%.
Аналитик UBS Алексей Морозов говорит, что принятие законопроекта может упростить процедуру экспорта, сократив время, но вряд ли это как-то скажется на ценах. К тому же цены, по которым продавались металлы через посредника, были близки к рыночным. "Это снимет для компании ряд административных и бюрократических барьеров в торговле драгметаллами. Однако на выручке никелевого гиганта ликвидация "Алмазювелирэкспорта" серьезно не скажется: комиссия, выплачиваемая монополии незначительна", – соглашается с коллегой Скворцов. Платина и палладий занимают 15-процентную долю в выручке "Норникеля".
"Платина и палладий в России всегда считались стратегическими металлами, до последнего времени данные об их запасах даже были засекречены. Именно поэтому посредником в их продаже было государство", – объясняет эксперт Банка Москвы Дмитрий Скворцов. Фактически существование самой монополии – анахронизм, ведь и платина и палладий давно открыто торгуются на мировых биржевых площадках, отмечает аналитик.
КСЕНИЯ ГОГИТИДЗЕ, ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВА